邪教 «еретическое учение». Понятие китайской культуры. В широком смысле под
се-цзяо в ср. века могли подразумевать любые идейные течения, противостоящие официальной конфуцианской ортодоксии — «правильной» (
чжэн [
1]) идеологии, «выправляющей» нравы и обществ. порядок. Противопоставление «пагубного», «патогенного» (
се) и «правильного», «здорового» (
чжэн [
1]) обозначено уже в древнекит. трактатах, в т.ч. в
«Хуан-ди нэй цзин» («Канон Желтого императора о внутреннем», III–II или II–I вв. до н.э.) применительно к факторам среды, субстантивированной в виде духовно-материальной субстанции «пневмы» (
ци [
1]). Присущая китайской культуре идея изоморфизма — подобия человека, об-ва и космоса — обусловила интерполяцию обозначения естеств. факторов в сферу этики и политики.
се-цзяо стало синонимом выражения
се шо («еретическая доктрина»), к-рое
конфуцианцы могли применять, например, к
даосизму и
буддизму. Вместе с тем в ср. века за
се-цзяо закрепился узкий, терминологический смысл: собирательное название сектантских объединений в Китае и исповедуемых ими доктрин. В старом Китае участников объединений
се-цзяо часто называли бандитами (
фэй), хотя криминальных и антиправительственных действий большинство из них не предпринимало.
се-цзяо базируются на неортодоксальной трактовке базовых постулатов доминировавших в Китае религ.-филос. систем, гл. обр. буддизма и даосизма. Большинство сект имеют разработанную систему ритуалов, тайных знаков, символику. Отталкивание и от имперско-элитарного, и от народно-локального уровней культуры нередко приводило к инверсии присущих этим уровням ценностных установок: в ряде сект поклонялись духам разбойников, падших женщин, злым духам, игнорировали офиц. праздники и имели свой календарь празднеств. Многие
се-цзяо имели параллельную «государственную» структуру — лидер об-ва считался «императором», назначал советников, имел свой флаг и «название государства».
Следует различать ортодоксальное сектантство, напр., буд. секты, и неортодоксальное — собственно
се-цзяо. Одной из самых ранних сект можно считать
тайпин-дао («Путь Великого равновесия», см.
Тай пин), сообщество даос. толка, деятельность к-рого привела к восстанию «Желтых повязок» во II в. Практика этой секты отразила наиб. устойчивые черты кит. сектантства — космизм в осмыслении мировых процессов, ожидание грядущего очищения мира в результате прихода мессии (напр., у даосов Чи Цзинь-цзы — «Мудреца Красного семени»), активные занятия магией, психотехникой, боевыми искусствами, декларирование братства и равенства при наличии строгой иерархии и харизматического лидера, непосредственно общающегося с Небом (
тянь) и
духами.
Принято считать, что сектантские религ. объединения (
байлянь-цзяо — «Учение Белого лотоса»,
багуа-дао — «Учение Восьми триграмм» и др.) отличаются от тайных обществ —
мими шэхуй (напр.,
тяньди-хуй — «Общество Неба и Земли» и т.п.). Первым приписывается ярко выраженная религ. индоктринация, вторым — чисто локальный характер и объединение своих членов независимо от религ. принадлежности. Однако на практике различия между ними были невелики, а к XIX в. практически исчезли. Тайные об-ва и религ. секты имеют фактически одинаковые иерархическую структуру, ценностные категории, целевые установки, интересы, поэтому как социальные группы они могут считаться одним и тем же видом неформальных этноспецифических объединений.
На уровне локального социума
се-цзяо выполняли функции взаимопомощи, психологич. компенсации в изменяющихся социально-экономич. и политич. условиях, транслировали историч. духовные традиции и т.п. В период правления маньчжурской дин. Цин (1644–1911) и в зарубежной диаспоре они способствовали сохранению нац. самосознания: в частности, представителями общества
хунмэнь («Братство Хуна») был провозглашен лозунг «единства братьев Хуна среди четырех морей», в осуществление к-рого налажены тесные контакты сект в Китае и за рубежом, в т.ч. в США.
Крупнейшими представителями
се-цзяо в разные периоды являлись
байлянь-цзяо,
багуа-дао,
игуань-дао («Путь, пронзающий Единым»),
цзюгун-дао («Путь Девяти дворцов»),
чжэнькун-цзяо («учение истинной пустоты»),
даодэсюэ-шэ («Общество постижения добродетели»),
и-синь тянь-дао лун-хуа шэнь-цзяо-хуй («Общество святого учения Небесного пути единого сердца Драконьего цветка»),
ли-цзяо («учение принципа»).
Важнейшей чертой идеологии
се-цзяо являются апокалиптические и сотериологические идеи, к-рые берут исток в доктрине
байлянь-цзяо и облекаются в основном в буд. терминологию. Подавляющее большинство сект отличает веротерпимость и синкретичность. В частности, широко распространены лозунги: «пять учений (конфуцианство, буддизм, даосизм, христианство, ислам) сходятся воедино», «слова Будды, Лао-цзы и Конфуция не отличаются от мудрости Христа и Мухаммада, а мы верим всем мудрецам». Пантеон божеств в сфере
се-цзяо весьма широк, в большинстве случаев центр. фигурой является
У-шэн лао-му — «Нерожденная» или «Извечная Праматерь», обитающая в «Западном раю» и породившая
Фу-си и
Нюй-ва, к-рые в свою очередь дали жизнь всем людям. У-шэн лао-му непрестанно печется о спасении людей, посылает им своих посланников и оберегает от бед.
Концепция внутр. «чистоты»
се-цзяо базируется на убежденности в исключительном обладании «истиной» и положении о ее передаче как «преемствовании
дао».
се-цзяо действительно долгое время являлись каналом передачи живых мистических традиций. Внутр. жизнь сект отличается разнообразием. Большинство сект придерживаются строгого вегетарианства, ряд последователей принимают обет целибата. Вместе с этим в отд. сектах был принят проимискуитет, эпатаж семейных ценностей конфуцианства выливался в ритуальные оргии — ритуалы «соединения
ци [1]» (
хэ ци), что служило особого рода подтверждением космической общности и равенства людей, т.к. «все произошли от У-шэн-лаому».
До сер. ХХ в. ряд сект вырос в крупнейшие орг-ции, охватывавшие иногда большинство жителей уезда. При этом локальные организации — «алтари» не были связаны между собой и действовали в основном самостоятельно.
В ряде сект распространен сбор пожертвований на умиротворение духов, очищение от скверны. Вероучения сект излагали особые тексты —
бао-цзюань («драгоценные свитки»). Считалось, что их «нельзя передавать вовне», хотя мн.
бао-цзюань приобретали широкую известность. Элементом вероучений практически всех
се-цзяо является концепция членения истории мира на три стадии, сложившаяся под влиянием
саньцзе-цзяо («Учение о трех кальпах»; см.
Сань ши) в VI в. Первая стадия — эра Синего солнца, когда миром правил будда прошлого Кашба, восседавший на синем лотосе. Нынешний этап — эра Красного солнца или «Великого предела» (
тай цзи), а в мире господствует энергия
Будды Шакьямуни. В будущем наступит эра Белого солнца, в мир придет будда грядущего
Майтрейя и наступит апокалиптическое очищение мира от скверны, при этом спасутся только те, кто вступил в секту и приобщился к тайным ритуалам.
Се-цзяо оказали колоссальное влияние на кит. деревню. Часты были случаи взаимоналожения административных структур и руководства местных
се-цзяо. Они послужили матрицей для создания нек-рых орг-ций социально-политич. направленности, в принципе, не присущей сектам. В частности, нек-рые орг-ции нач. ХХ в. —
гуанфу-хуй,
тунмэн-хуй и др. переняли у
се-цзяо формы орг-ции, внутр. взаимодействия, ряд ценностных категорий. Отд. об-ва, напр., действовавшая в нач. ХХ в. в Йокогаме
тяньди-хуй, являлись по сути революционными организациями; во Франции роль кит. секции I Интернационала выполняла местная ячейка того же об-ва.
В КНР термином
се-цзяо обозначаются религ. общины, не имеющие официально признанного представительства в лице одной из пяти «патриотических» религ. орг-ций и представляющих опасность для обществ. порядка и благополучия граждан. Сектантские объединения находятся под запретом как «контрреволюционные» или «реакционные объединения», их создание или участие в них преследуется по закону. В ряде стран Вост. Азии, в частности, на Тайване, в Сингапуре, Бирме, Японии, секты существуют легально и представляют собой официальные религ. конфессии.
Литература: Малявин В.В.,
Кожин П.М. Традиционные верования и синкретические религии Китая // Локальные и синкретические культы. М., 1991;
Маслов А.А. Тайные общества в политической культуре Китая ХХ в. (кон. 20-х — 80-е гг.). М., 1992;
Поршнева Е.Б. Учение Белого лотоса — идеология народного восстания. М., 1972;
она же. Религиозные движения в средневековом Китае. Проблемы идеологии. М., 1991; Тайные общества в старом Китае. М., 1970;
Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в ХХ веке. М., 2000;
Ли Шиюй. Сяньцзай Хуабэй мими цзунцзяо (Современные тайные религиозные учения в Северном Китае). Тайбэй, 1975; Цзиньдай мими шихуй шиляо (Материалы по истории тайных обществ в новое время). Пекин, 1935; Хуйдан ши яньцзю (Изучение истории тайных организаций). Шанхай, 1987.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 566-568.